Схема экологической тропы в школе - Экологический проект. Создание экологической тропы на территории школьного двора поселка Рыздвяный



Цели и задачи экологической тропы. Отличительные особенности данной экологической тропы. Маршрут учебной экологической тропы. Описание станций расположение, биоценозы, интересные объекты. Организация экскурсий и лекции. Младшая возрастная группа классы — 45 минут.

Примерный текст лекции для младшей возрастной группы Тема лекции: Средняя возрастная группа классы — 1. Старшая возрастная группа классы — Преподаватели биологии в школе и педагоги дополнительного образования — 2.

Данная экологическая тропа, как и любая другая, преследует ряд целей и задач. Образовательную — расширение у экскурсантов знаний об объектах и процессах окружающей нас природы. Здесь особо важно не просто сообщать слушателям ту либо иную информацию о живой и неживой природе, но и научить их самим наблюдать и замечать явления природы, видеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых объектах, заинтересовать их и побудить к дальнейшему самостоятельному изучению биологии и экологии, научить замечать различные проявления антропогенного фактора и уметь правильно их оценивать.

Воспитательную — способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения на природе и важность коренного изменения взаимоотношений Человечества и Природы. Развивающую — помимо образовательной и воспитательной целей, экологическая тропа может и должна использоваться для организации активного отдыха учащихся на природе как в период школьных занятий, так и во время летнего отдыха.

С образовательными целями экологическая тропа может использоваться для проведения занятий с учащимися разных возрастных групп: В воспитательных целях необходимо перед походом по тропе разъяснять детям правила поведения на природе, развивать в них экологическую сознательность.

Педагог, проводящий экскурсию, должен правильно организовать своих подопечных, завладеть их вниманием, интересно рассказывать свой материал, постоянно обращая внимание слушателей на те или иные объекты природы, встречаемые группой на тропе. Дополнительно тропа может использоваться учителями - небиологами, например: Однако эти возможности экологической тропы выходят за рамки биологии и экологии и поэтому здесь не рассматриваются.

Большинство разработок маршрутов экологических троп включают в себя лишь карту маршрута тропы, некоторые ее характеристики, список станций иногда перечень наиболее интересных объектов, которые можно встретить по ходу экскурсии.

Нам кажется, что этого недостаточно: Кроме того, данная тропа может использоваться для прохождения маршрута с педагогами дополнительного образования и школьными учителями в целях методической помощи им по проведению экскурсий и уроков на открытом воздухе, знакомства с наиболее интересными представителями флоры и фауны окрестностей г. Михайловска, наглядной демонстрации принципов исследовательской работы с учащимися, помощи в выборе тем проектов. Тропа, как источник биологического материала, может использоваться для сборов коллекций, в том числе тематических: Собранный здесь материал может в дальнейшем использоваться на уроках и дополнительных занятиях как наглядное пособие.

Существует возможность сбора природного материала сухоцветы, коряги и т.

Организация экологической тропы в школе

Михайловска, представляющим интерес в биологическом и экологическом отношении благодаря разнообразию ландшафтов, биоценозов, наличию некоторых редких, то есть занесенных в Красную книгу видов животных и растений. На большей протяженности маршрута весьма сильно проявляется негативное антропогенное воздействие, что тоже помогает вести занятия по экологии с учащимися, на примерах показывая им необходимость бережного отношения к природе. Разнообразие флоры и, в меньшей степени, фауны таково, что позволяет проводить тематические экскурсии практически по любым темам ботаники, зоологии, общей биологии и экологии школьной программы, а также собирать необходимый наглядный материал для уроков в зимний период.

Общая протяженность тропы составляет 6,7 км, что довольно много для проведения экскурсий среди учащихся младших классов, поэтому для таких экскурсий используется лишь часть тропы. Для уроков на открытом воздухе по определенным темам по ботанике, зоологии, экологии, общей биологии тоже нет необходимости проходить весь маршрут целиком — достаточно лишь выйти к той либо иной станции, которая наиболее полно иллюстрирует данную тему.

Общая продолжительность экскурсии по данной экологической тропе приблизительно составляет 2. В остальных случаях используется лишь часть от общей протяженности тропы, а на части станций остановок не делается и рассказ о них в экскурсию не включается.

Географическая и климатическая характеристика экологической тропы. Ставрополя и к югу от г. Ставропольская гора здесь полого понижается в северном направлении, по ходу тропы имеется значительное понижение рельефа в низине, где расположено озеро.

Михайловска немного севернее северной широты обуславливает значительное количество солнечного тепла и высокие летние температуры. Лето, то есть период со среднесуточными температурами выше С, составляет около дней, температура иногда достигает С и выше, часто сопровождается засухой. Среднегодовое количество осадков немного больше мм, увлажнение разных участков варьирует от переувлажненных до сухих, эти же осадки питают озеро.

Микроклиматические особенности района экологической тропы не особенно существенны. Наиболее выражены незначительные колебания влажности воздуха и степень защищенности от ветра. Геологическая и эдафическая характеристика экологической тропы. В геологическом отношении район прохождения тропы характеризуется обилием осадочных пород: В окрестностях озера характерны незначительные слои сапропелевых глин.

Некоторая часть почв относительно сильно загрязнена нефтепродуктами, пластмассами, резиной, кое-где — тяжелыми металлами. Экологическая характеристика экологической тропы. Михайловска и, следовательно, содержит ряд типичных для этого района биоценозов, как естественного, так искусственного происхождения. Леса как таковые у нас отсутствуют, но их в какой-то мере заменяют лесополосы и посадки древесных растений, подчас одичалые и обогащенные новыми видами.

Основным биоценозом по маршруту тропы является степь, но ее характеристики сильно различаются в разных точках; имеются зоны с избыточной увлажненностью, как пересыхающие во время летней жары, так и сохраняющиеся в течение всего года. Растительный мир достаточно богат и разнообразен; среди травянистых растений в основном представлены виды сухих степей и влажных лугов, но имеются и лесные, и болотные виды, а также заносные растения инорайонных флор и культурные виды на искусственных агробиоценозах, дендрофлора представлена как местными, северокавказскими, так инорайонными видами.

Животный мир в зоне прохождения тропы тоже разнообразен, хотя на глаза бросаются в первую очередь беспозвоночные: Большой интерес представляют пруд и ручей, пересекающий тропу. Здесь можно встретить различные гигро- и гидрофиты, понаблюдать за водными насекомыми их личинками, моллюсками, рептилиями, земноводными, проследить за их размножением.

Близость к городу имеет свои положительные и отрицательные особенности: Но даже этот фактор нужно использовать на благо: Не все эти станции обязательны для прохождения во время экскурсии, при проведении тематических экскурсий часть остановок может быть пропущена, на других можно остановиться более длительное время и рассказ может быть подробнее. Далее приводятся описания станций с биологической и экологической точек зрения, а также пути подхода и время, затрачиваемое на посещение каждой станции приблизительно.

Описание станций экологической тропы. Название это относительно условно и связано с тем, что здесь происходит стихийный вывал мусора, которого накопились целые горы. Несмотря на отталкивающее впечатление этого пейзажа, эта станция имеет для нас большое познавательное и воспитательное значение, так как здесь дети могут увидеть процесс антропогенного загрязнения природы, воочию убедиться, как долго не разлагается пластик — один из основных загрязнителей, каков экологический вред от кострищ; именно здесь следует ознакомить экскурсантов с правилами поведения на природе, необходимостью беречь и охранять окружающую среду.

Экологический проект. Создание экологической тропы на территории школьного двора поселка Рыздвяный

Организаторам школ следует иметь в виду эту станцию как место возможного проведения субботников, приуроченных к Дням защиты от экологической опасности, именно здесь природа в первую очередь нуждается в нашей помощи. В связи с некоторым однообразием данного искусственного биоценоза не следует проходить ее всю, достаточно провести детей по участку около м, что займет около 10 минут, а затем выйти из полосы вправо к железной дороге.

Здесь можно познакомить экскурсантов с деревьями: На примере этого широко ныне распространившегося у нас растения родом из Северной Америки можно рассказать, как человек необдуманно или случайно участвует в распространении некоторых видов по планете, что приводит к очень серьезным нежелательным последствиям, а порой и к экологической катастрофе.

В лесополосе можно послушать голоса птиц, увидеть различных насекомых — главным образом жуков и перепончатокрылых.

Осенью тут бывает много грибов, в основном несъедобных, на стволах и ветвях деревьев растут удивительные организмы — лишайники, на их примере удобно знакомить слушателей с понятием симбиоза. Здесь можно познакомиться и с таким типом экологических взаимоотношений между организмами, как паразитизм: После выхода из лесополосы к железной дороге мы окажемся у болотца.

Его размеры сильно колеблются в зависимости от уровня осадков — в дождливые годы болотце большое, в засушливые оно почти пересыхает. Здесь квакают лягушки, в лужах можно проследить за их размножением: Берега поросли влаголюбивыми растениями: Очень интересно рассматривать под микроскопом икру лягушек; если собрать ее сразу после нереста и поместить в банку, вы сможете наблюдать весь процесс дробления яйцеклетки и формирования личинки. Еще недавно на склонах моста было множество разнообразных сухолюбивых растений, образовывавших интересный биоценоз, но летом года в связи с ремонтом и расширением автомобильной трассы и моста они были уничтожены.

Сейчас здесь можно увидеть лишь голые склоны насыпи. Тем не менее, эта станция представляет особый интерес с точки зрения экологии, так как тут можно проследить за процессом заселения живыми организмами измененных человеком ландшафтов, за постепенным формированием нового биоценоза. Старшие школьники вполне могут выполнить здесь интереснейшее эколого-ботаническое исследование — как на голой насыпи появляются растения-пионеры, как растет видовое разнообразие, как происходит вытеснение одних видов другими и формируется биоценоз.

Сразу за мостом станет заметно, как возрастает разнообразие флоры и фауны в основном насекомых, однако больше становится и ящериц, и грызунов, и птицчто связано с ослаблением антропогенного влияния из-за удаления от г.

Примерно в м от моста экологическую тропу пересекает ручей. Здесь можно вблизи увидеть рогоз, тростник, различные виды ситняга, осоки, камыша, лютиков и других влаголюбивых растений. В отличие от луж на болотце вода здесь проточная, более холодная и никогда не пересыхает, даже в засушливые годы. Здесь можно встретить кипрей и дербенник, наблюдать стрекоз и клопов-водомерок; если же весной зайти в лесополосу, то, в отличие от прилегающей к Михайловску зоны, вы обнаружите много первоцвета. После ручья путь проходит по все более богатым в ботаническом отношении участкам — здесь начинается зона разнотравья.

Эта станция находится примерно в 10 минутах ходьбы от предыдущей и по другую сторону рельсов. Это — уголок нетронутой пока природы Ставрополья с весьма разнообразным ландшафтом и рядом несхожих биоценозов.

На этой станции можно сделать более длительную остановку, здесь есть деревья, дающие тень, пеньки и бревна, на которых можно посидеть и отдохнуть. Если пройти дальше вправо от железной дороги, можно выйти к еще одному болотцу, где встречается другой вид хвоща — хвощ лесной, похожий на елочку. Над станцией часто можно наблюдать парящих хищных птиц; здесь множество насекомых, пауков, ящериц, грызунов. Проводя рассказ, следует особо остановиться на аспектах охраны редких видов, которых здесь множество; ознакомить детей с таким типом экологических взаимоотношений, как симбиоз.

На примере орхидей можно рассказать об их симбиозе с грибами, без чего развитие растения из семени невозможно, о сложных взаимоотношениях цветкового растения с насекомыми-опылителями. После выхода со станции на тропу продолжим путь по направлению к г. Ставрополю, ранней весной на этом участке тропы можно наблюдать множество диких крокусов, нужно разъяснить детям, как прекрасны эти цветы в природе, как мало их осталось и как быстро погибнут они, будучи сорванными, причем, срывая их, мы наносим огромный вред всей популяции, так как клубнелуковицы крокусов без листвы ослабнут и погибнут.

Здесь сохранился участок почти нетронутой степи с типичным, хотя и несколько обедненным видовым составом флоры и фауны: Здесь мы встретим множество насекомых: Если правильно рассчитать время, с этой станции можно уехать на поезде обратно в Михайловск. Если же мы продолжаем экскурсию, следует вернуться на м назад, повернуть вправо и спускаться по направлению к дачным участкам.

Продолжая экскурсию вдоль дачных участков, мы сможем познакомиться с двумя типами агробиоценозов — садами и огородами. Даже не заходя на участки, хорошо видны плодовые деревья, ягодники, огородные растения. Сразу же после входа на территорию дач становится видно, как обеднены здесь растительный и животный миры, насколько изменился видовой состав:

Другие новости по теме:

Сале каталог одежды 2016 официальный сайт
Сколько стоило евро в 2014 году